История Министерства

Последнее обновление: 05.11.2025

Министерство финансов Тувинской Народной республики было образовано через год после совершения национально-освободительной революции в Туве, 1 сентября 1922 года. На неё, кроме руководства централизованными финансами, также возлагалось руководство народным хозяйством и торговлей.

Первым министром финансов стал Оюн Танчай, который в числе первой группы молодых людей окончил партийную школу в Улан-Баторе.

Структура министерства состояла из трех основных отделов: налогового, бюджетного и таможенного, которые работали на основании особых инструкций и положения о Министерстве.

До 1923 г. учёт государственных доходов и расходов не велся и бюджет в ТНР не составлялся. Совет Министров по своему усмотрению распоряжался средствами, поступавшими в государственную казну.

Первый государственный бюджет ТНР был составлен на период с 1 сентября 1923 г. по 1 сентября 1924 г. и утвержден I Великим Хуралом ТНР в сентябре 1923.

Первый бюджет был утвержден:

  • по доходам — 282004 лана,
  • по расходам – 256368 лана.

В связи с отсутствием тувинской национальной валюты бюджет ТНР до 1 сентября 1925 г. исчислялся в китайских ланах и фунах, с 1 сентября 1925г. по 1 сентября 1927 г.-в монгольских тугриках, с сентября 1927 г. по 1936 г. – в советских рублях.

В условиях слабой экономической базы доходы Государственного бюджета ТНР на первом этапе формировались преимущественно за счет налогов с населения. В первом бюджете они составили 85,3 % всех доходов.

До 1928 г. налоги взимались натурой (пушниной, скотом, шерстью, кожами и т.д.), а с 1928 г. – в денежной форме.

Кочевые тувинские аратские хозяйства сельскохозяйственный налог в твердых ставках – 2 лана с 1 бодо скота (бодо - условная единица скота=1 гол. КРС=1 лошади=10 овцам=20 козам). Налог составлял примерно 10-15 % рыночной стоимости одной головы скота.

Оседлые русские крестьянские хозяйства налоги в виде арендной сборов за получение заграничных паспортов, промысловых свидетельств на заготовку пушнины, рогов марала, соли, рубку леса, сборы за добычу золота.

Расходы первого бюджета Тувинской республики были определены в сумме 256,4 тыс. лан. Половина всех ассигнований направлялась на содержание Совета Министров и министерств (иностранных дел, юстиции, финансов, внутренних дел), 6 районных и сельских управлений, остальная часть на развитие народного хозяйства, просвещения и здравоохранения.

На втором этапе развития республики (1930-1944) бюджет, как и финансы в целом, стал более широко направляться на расширение социалистического уклада в экономике.

С 1931 года бюджетный год установлен в пределах календарного года.

В 1929 г. был введен новый сельскохозяйственный налог. В аратских хозяйствах батраки, бедняки и частично середняки полностью освобождались от налога, а кулацко-байские, монастырские и ламские хозяйства облагались до 1934 г. индивидуальным налогом, ставки, которой были настолько большими, что изымался не только доход, но и часть их собственности.

С 1936 по 1944 г. бюджет ТНР исчислялся в акша – тувинской национальной валюте, введенной в 1936 г.

В 1937 г. был принят новый закон о сельхозналоге, в котором предусматривались определённые льготы сельскохозяйственным коллективным объединениям, а также освобождалась от налога беднейшая часть крестьянства. Расширялось кооперативное движение и в области торговли.

В 1942 г. были выпущены облигации Тувинского государственного внутреннего займа на 1 млн акша. Основное его назначение - мобилизация дополнительных финансовых ресурсов на хозяйственное и культурное строительство, а также помощь фронту.

В 1943 г. была проведена налоговая реформа. Вместо множественных форм мобилизации в бюджет средств населения и сельскохозяйственных артелей было введено два налога: единый государственный налог и подоходный налог. Единым госналогом облагались сельскохозяйственные артели, тожземы, личные хозяйства колхозников и другие граждане. Подоходный налог взимался с граждан, получавших заработную плату. В городских поселениях были сохранены налог со строений и земельная рента. С годами доходы с населения все больше стали замещаться доходами от социалистических хозяйств: налогом с оборота, отчислениями от прибылей, подоходным налогом с кооперативных организаций, пошлинами с внешней торговли.

Доходы от хозяйств в 1943 г. превысили 53 % от всех поступлений бюджета ТНР, поступления таможенных пошлин 18,6 %, а налоги и сборы с населения снизились до 20 % против 85,4% в 1923-1924 гг.

Наибольшую долю в расходах бюджета ТНР, в отличие от предыдущих лет, стали занимать затраты на формирование общественных фондов народного потребления, что способствовало дальнейшему развитию и углублению культурной революции.

Из года в год увеличивались ассигнования на развитие культурно-просветительных учреждений. В сельских местностях росло число изб-читален, красных юрт, сумонных и хошунных клубов. Возрастали бюджетные ассигнования на нужды народного здравоохранения.

В 1929-1930 гг. в Туве вводится социальное страхование трудящихся. Профсоюзам из бюджета республики на эти цели выделяется соответствующая дотация. Устанавливается 8-часовой рабочий день для взрослых и оплачиваемые отпуска рабочим и служащим.

В годы Великой Отечественной войны возросли военные расходы бюджета ТНР, которые составили в . 225,9 тыс. акша, . – свыше 1300 тыс. акша, в . – 1219 тыс. акша, или 20,5% всех расходов бюджета ТНР. За счет бюджета ТНР и на добровольные средства населения была приобретена и передана Красной Армии авиаэскадрилья «Тувинский народ – фронту». Большую безвозмездную помощь фронту оказали трудящиеся ТНР. Было отправлено около 50 тыс. коней, 5 эшелонов подарков стоимостью более 10 млн акша, продуктов в госпитали на 200 тыс. акша. Колхозам освобожденных районов Украины было передано 26,6 тыс. голов молодняка крупного рогатого скота. Стоимость всех подарков превысила 19 млн акша.